1 132 просмотров
Нет отзывов »

При сборке двигателя необходимо соблюдать следующие общие указания:

• Перед сборкой необходимо проконтролировать, что все детали чистые и не содержат посторонних предметов.

• Нанести слой моторного масла на все подвижные или скользящие детали. Это следует делать именно перед сборкой, а не тогда, когда детали уже собраны, так как иначе может быть перерыт доступ масла к непосредственным опорным точкам. Особенно важно перед сборкой обеспечить обильную смазку поршней, поршневых колец и стенок цилиндров.

• Тщательно очистить все детали блока цилиндров, если двигатель разбирало полностью. При частичной разборке двигателя следует не допускать попадания посторонних предметов в разобранные детали или полости двигателя. Во избежание этого все отверстия следует либо заклеивать, либо закрывать тряпками.

• Смазочные каналы и отверстия лучше всего продувать сжатым воздухом. Если сжатого воздуха в распоряжении не имеется, прочистить все каналы и отверстия деревянной палочкой, но ни в коем случае не металлическими предметами. При сборке обязательно устанавливать новые уплотнения, прокладки и т.д. Ни в коем случае нельзя экономить на этих деталях и устанавливать заведомо поврежденные детали.

• В таблице размеров и регулировок приведены границы износа основных подвижных деталей. При сомнениях или в случае приближения к границе износа лучше заменить деталь, сэкономив при этом на разборке двигателя в скором времени.

• Все запасные части следует приобретать только в официальных представительствах, указывая при этом номер двигателя. Так как постоянно происходит модернизация, а следовательно изменение деталей, только Ваш поставщик в состоянии обеспечить нужной запчастью.

• Собрать поршни и шатуны в соответствии с указаниями раздела 16.5.3.

• Вложить вкладыши шатунных подшипников в соответствии с маркировкой на рисунке 233 (при повторной установке прежних деталей). Направляющие выступы вкладышей должны зайти в прорези отверстий шатунов.

• Вложить шейки коренных подшипников смазочными канавками в отверстия. Направляющие выступы должны заходить в углубления в отверстиях подшипников.

image14

Рис. 233 Поршень. Шатун и крышка подшипника имеют соответствующие маркировки в местах (1). Вложить соответствующим образом вкладыши подшипника (2).

• Поставить с каждой стороны подшипника №2 (подшипник №1 рядом со сцеплением) обе полушай — бы для регулировки осевого люфта коленчатого вала. Смазочные канавки на обеих полушайбах должны быть обращены наружу. Хорошо смазать шайбы моторным маслом. На рисунке 234 показно расположение шайб.

image15

• Осторожно вложить коленчатый вал во вкладыши подшипников. Шейки вала должны быть хорошо смазаны моторным маслом. Для этого пользоваться масленкой и растирать масло пальцами. Не пользовать кисточкой для нанесения масла.

• Установить крышки подшипников с вложенными вкладышами (регулировочные шайбы в крышке подшипника №2) в прежнем порядке. Крышки подшипников пронумерованы и номера крышек должны быть обращены в сторону масляного фильтра. Крышку подшипника со стороны маховика пока не устанавливать.

• После этого проконтролировать осевой люфт коленчатого вала следующим образом:

• Установить стрелочный индикатор на соответствующей стойке с передней стороны двигателя и поставить измерительный стержень прибора на поверхность противовеса коленчатого вала, как показано на рисунке 235.

image16

• Нажать отверткой на коленчатый вал с одной стороны и выставить шкалу индикатора на нуль.

• Нажать на коленчатый вал с другой стороны и снять показание со шкалы стрелочного индикатора. Результат измерения должен находиться в пределах от 0,07 до 0,32 мм.

• Если результат измерения превышает 0,32 мм, необходимо устанавливать две полушайбы повышенного размера. Обе шайбы должны быть одинаковой толщины. Помимо шайб с номинальной толщиной 2,30 мм имеются шайбы толщиной 2,35, 2,40,

2,45 и 2,50 мм. Чтобы предотвратить смещение коленчатого вала в какую-либо сторону, важно устанавливать шайбы одинаковой толщины.

• При установке крышки заднего подшипника для монтажа боковых уплотнений крышки требуется специальный инструмент. Предварительно покрыть уплотняющей массой поверхность контакта на картере с крышкой.

• Привернуть две направляющие планки к приспособлению, как показано на рисунке 236. Болты подтянуть только руками.

• Удерживать два новых резиновых уплотнения с обеих сторон крышки заднего подшипника державкой. Закрепить державку одним болтом на крышке подшипника и смазать направляющие планки моторным маслом.

• Сжать направляющие планки рукой и все вместе под небольшим углом ввести в блок цилиндров до посадки крышки. Для этого нажать на приспособление.

• Вставить оба болта крышки и затянуть руками.

• Отвернуть приспособление с крышки и вынуть его вместе с направляющими планками из блока цилиндров.

image17

• В направлении от середины к краям затянуть последовательно все крышки подшипников моментом затяжки 70 нм.

• Ввернуть два болта во фланец коленчатого вала (болты маховика) и вставить между болтами отвертку. Для контроля свободного вращения коленчатого вала провернуть его с помощью отвертки. При заклинивании вала выяснить причину перед продолжением сборки двигателя.

• Смазать наружную сторону нового сальника моторным маслом и запрессовать сальник с задней стороны блока цилиндров. При этом не повредить сальник.

• Разложить в порядке установки собранные поршни с шатунами. Наложить на первый поршень стяжную ленту и вставить его в хорошо смазанное моторным маслом отверстие цилиндра (-Рисунок 237). При этом заводить шатун так, чтобы он сел на шатунную шейку. При повторной установке прежних вкладышей не перепутать их места установки. После установки поршня проверить положение его углубления. Таким же образом установить поршень четвертого цилиндра.

image18

• Вложить вкладыши подшипников в крышки подшипников обоих установленных шатунов в соответствии с маркировкой. Хорошо смазать поверхности подшипников моторным маслом. Повторно устанавливаемые вкладыши ставятся в соответствующие подшипники. Затянуть крышки моментом 50 нм.

• Провернуть коленчатый вал до установке в нижнее положение двух других его шеек и описанным способом установить два оставшихся поршня. После установки еще раз проверить, не заклинивает ли коленчатый вал.

• Установить с передней стороны щиток подшипника с новой прокладкой. Затянуть шесть болтов моментом 10 нм.

• При установке масляного насоса наложить цепь на звездочку масляного насоса, установить масляный насос и вставить распорную пластину со стороны масляного фильтра между насосом и блоком цилиндров, то есть как показано на рисунке 229, но в обратном направлении.

image19

• Затянуть болты (1), (2) и (3) на рисунке 238 моментом затяжки 13 нм. Болты имеют различную длину. Болт (1) самый длинный, болт (3) самый короткий, а болт (2) имеет среднюю длину.

• Осторожно запрессовать заподлицо с помощью соответствующего стержня сальник в щиток подшипника. Для этого взять такой стержень, который прилегал бы ко всей поверхности сальника, как показано на рисунке 239.

image20

• Поставить на картер двигателя масляный картер с новой прокладкой. Ввернуть 23 болта и равномерно по кругу затянуть их до момента затяжки 13 нм.

• Установить маховик на коленчатый вал. При этом провернуть маховик на фланце коленчатого вала до установки всех отверстий в одну линию. Болты обязательно должны заменяться. Смазать резьбу болтов контровочной пастой. При затяжке болтов необходимо удерживать маховик от проворачивания, как показано на рисунке 222. Равномерно затянуть болты моментом 50 нм.

• Вложить в маховик ведомый диск сцепления и наложить корзину сцепления. Удлиненная сторона ступицы ведомого диска должна быть обращена наружу. Провернуть ведущий диск до совпадения сделанных при снятии меток керном (при повторной установке деталей) и ввернуть болты. Для установки сцепления требуется центрирующий вал. Подробнее см. раздел "Сцепление". Удерживая маховик выше описанным способом, затянуть перекрестно болты моментом 22 нм. Проверить свободное вхождение и вытаскивание центрирующего стержня.

Прокладки головки цилиндров имеются различной толщины и необходимая толщина устанавливаемой прокладки зависит от того, на сколько поршни выступают над поверхностью блока цилиндров. Для определения необходимой толщины прокладки следует последовательно устанавливать поршни в их положения верхней мертвой точки и измерять выступ днища каждого поршня над поверхностью блока цилиндров. Следует учитывать, что толщина прокладок на дизельных и турбодизельных двигателя не одинакова:

• Поставить стрелочный индикатор на магнитном основании на хорошо очищенную поверхность блока цилиндров и приложить измерительный щуп к поверхности рядом с наружной стороной поршня. В этом положении обнулить шкалу индикатора.

image21

Процесс измерений представлен на рисунке 240.

• Оставить стрелочный индикатор га том же месте, а его измерительный щуп переместить как можно ближе к середине поршня. Это измерение выполняется, как показано на рисунке 241. Считать и записать результат измерения.

image22

• Таким же образом провести измерения на остальных поршнях, каждый раз записывая результат измерения.

• Максимальный размер соответствует толщине прокладки, однако разница измерений на двух любых поршнях не должна превышать 0,12 мм.

После этого производится оценка измеренных выступов поршней:

• Если значение выступа находится между 0,54 и- 0,65 мм, прокладка должна иметь толщину 1,49 мм на дизельном двигателе и 1,50 мм на турбодизельном двигателе. Прокладка дизельного двигателя, изображенная на рисунке 242, имеет шлиц.

image23

Рис. 242 Прокладка головки цилиндров, наложенная на блок цилиндров. Вставить центрующий штифт (1) в указанном месте. Шлицы прокладки головки цилиндров расположены в месте (2).

Прокладка турбодизельного двигателя имеет маркировку, представленную на рисунке 243. Прокладка номинальной толщины имеет шлиц на краю.

image24

Рис. 243 Прокладка головки цилиндров. Слева — прокладка дизельного двигателя, справа — прокладка турбодизельного двигателя. На последней имеются два ряда шлицов.

• Если значение выступа находится между 0,65 и 0,77 мм, прокладка должна иметь толщину 1,61 мм на дизельном двигателе и 1,60 мм на турбодизельном двигателе. Эта прокладка имеет два шлица с краю.

• Если значение выступа находится между 0,77 и 0,82 мм, прокладка должна иметь толщину 1,73 мм на дизельном двигателе и 1,70 мм на турбодизельном двигателе. Эта прокладка имеет три шлица с краю. Следует отметить, что прокладки турбодизельного двигателя имеют два ряда шлицов в месте, показанном на рисунке 243.

Для продолжения сборки после измерения выступов поршней провернуть коленчатый вал в положение, при котором все поршни находятся примерно в середине цилиндров.

• Проверить, что в блоке цилиндров установлен центрирующий штифт (1) на рисунке 242 и установить головку цилиндров, следуя указаниям соответствующего раздела. Сразу же отрегулировать зазоры клапанов (см. специальный раздел).

• Установить водяной насос с новой прокладкой и затянуть болты моментом 15 нм.

• Ввернуть оба температурных выключателя в соединительный корпус термостата. Расположение выключателей показано на рисунке 244.

image25

Рис. 244 Расположение температурных выключателей в соединительном корпусе термостата. Выключатель (1) может отсутствовать.

• Покрыть резьбу капсулы устройства увеличения оборотов холостого хода (3) на рисунке 244 уплотняющей массой и ввернуть капсулу в водяной штуцер (30 нм).

• Поставить на термостат две новые прокладки и собрать присоединительный корпус с корпусом термостата. Закрепить корпус термостата в боре вместе с новой прокладкой на головке цилиндров.

• Снять звездочку распределительного вала (она должна была установлена на вал при регулировке зазоров клапанов) и запрессовать сальники распределительного вала, не повредив их. Слегка смазать уплотнительные губки сальников.

• Установить звездочку распределительного вала. Затянуть средний болт моментом 35 нм. При этом необходимо удерживать звездочку от проворачивания. Можно например вставить стержень в отверстие звездочки и упереть его в головку цилиндров.

• Установить топливный насос высокого давления (см. соответствующий раздел).

• Провернуть коленчатый вал, распределительный вал и приводной шкив топливного насоса высокого давления до занятия шпонками валов положений, указанных на рисунке 245.

image26

Рис 245. Стрелками указано положение шпонок валов до наложения зубчатого ремня

• Надеть зубчатый шкив топливного насоса высокого давления и затянуть болт в середине. При этом удерживать шкив (вставить стержень). Болт затянуть моментом 50 нм. Поставить крепежную пластину шкива насоса и затянуть два болта моментом 12 нм.

• Надеть зубчатый шкив коленчатого вала ( не смещая шпонки) и полностью загнать его на вал с помощью соответствующей трубки.

• Вставить в звездочку распределительного вала болт М8 х 40, использовавшийся при разборке (Рисунок 225). Болт входит с задней стороны в фиксирующее отверстие и блокирует шкив распределительного вала при наложении зубчатого ремня.

• Таким же образом заблокировать зубчатый шкив топливного насоса высокого давления. При этом болты входят в отверстия (2) и (3). Проверить блокировку шкива.

После этого требуется заблокировать коленчатый вал. Для этого используется металлический стержень диаметром 8 мм, вставляемый с задней стороны блока цилиндров, как показано на рисунке 246.

image27

Рис. 246 Стержень для блокирования коленчатого вала вставляется с задней стороны картера в указанном месте.

При этом стержень входит в отверстие в маховике и блокирует его в нужном положении. На рисунке показан специальный инструмент, использующийся на автомобилях Peugeot.

• Наложить зубчатый ремень. Сначала наложить ремень на зубчатый шкив коленчатого вала, затем на жестко закрепленный направляющий ролик в середине, на зубчатый шкив топливного насоса высокого давления, зубчатый шкив распределительного вала, на натяжной ролик и наконец на шкив водяного насоса. Проверить зацепление зубьев зубчатого ремня со всеми зубчатыми шкивами. После этого натянуть зубчатый ремень в соответствии с указаниями раздела 16.8.

• Отрегулировать положение впрыска топливного насоса высокого давления по указаниям соответствующего раздела.

• Установить ременной шкив коленчатого вала. Покрыть резьбу болта средством "Loctite". Затянуть болт до момента 40 нм и после этого довернуть его еще на 60°. При этом коленчатый вал должен быть заблокирован.

• Ввернуть свечи накаливания и затянуть моментом 22 нм. Надеть на контактные штифты свечей токовую шину и затянуть гайки моментом 4 нм.

• Ввернуть форсунки (90 нм) и подсоединить трубки впрыска накидными гайками (20 нм).

• Поставить кожухи зубчатого ремня. Мощной отверткой вставить пружинную стяжку в середине.

• Установить масляный фильтр и затянуть моментом 14 нм. Предварительно хорошо смазать резиновое кольцо фильтра моторным маслом.

• Все остальные работы производятся в обратной последовательности: выпускной коллектор 20 нм, впускной коллектор 23 нм.

Задать вопрос, обсудить статью